|
Сегодня образование работает над проблемой
развития новых подходов, которые могли бы дать возможность осваивать
ученику не суммы готовых знаний, а методы освоения новых. И здесь
немалая роль отводится исследовательскому обучению, главное
предназначение которого – активизировать учебную работу детей, придав ей
творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в
организации своей познавательной деятельности.
Роль обучения исследовательской деятельности в начальной школе для
ребёнка чрезвычайно важна. Именно на этой ступени он приобретает первый
практический опыт, именно здесь формируется интерес к познанию нового, к
активному поиску неожиданных решений.
Естественно, что уровень реализации основных задач обучения на первом
этапе предполагает лишь частичную самостоятельность ребёнка. Педагог на
данной ступени активно сопровождает ученика. Поэтому, для того, чтобы
пробудить в ребёнке желание быть исследователем, педагог должен сам
стать им.
Изучение опыта коллег в организации исследовательской деятельности в
начальной школе стало целью состоявшегося 4 февраля в МОУ Новосолянская
СОШ №1 районного методического объединения учителей начальных классов.
Гостей радушно встретила хозяйка – заместитель директора школы по УВР
Клюкина Л. Н., торжественно открывшая работу РМО. Необходимо отметить,
что у педагогов этой школы было чему поучиться. В первую очередь, сама
обстановка в начальной школе работает на поддержание максимально
комфортной среды: уютные кабинеты, оформленные зоны отдыха способствуют
созданию положительного эмоционального фона у ребёнка.
Руководитель школьного методического объединения начальных классов Штоль
Г. В. познакомила приехавших учителей с опытом работы своих
коллег-педагогов по организации исследовательской деятельности детей,
которая объединена в школьное Научное Общество учащихся «ЮнИс» («Юный
исследователь»). Основные направления и формы работы данного
ученического научно-исследовательского объединения раскрыла в своей
презентации руководитель школьного НОУ Аксёнова Л. В.
Педагогам, в качестве учебного пособия «Как пробудить интерес ребёнка к
исследованию?», были представлены презентации некоторых
исследовательских работ учащихся. Выступления детей оказались
действительно очень интересным «методическим пособием», тем более, что
темы были самыми разнообразными:
- как научить ребёнка наблюдать, гости увидели из работы ученика 2
класса Энгеля Владимира «Как узнать про настроение собаки?»
(руководитель Сидоренко Т. М.) и работы ученицы 4 класса Больц Алёны
«Влияние породы кошек на их характер» (руководитель Галышева Т. М.);
- как на самых простых опытах при прохождении программного материала
активизировать исследовательский интерес ученика стало понятно из работы
Тутубалина Ильи «Растения – живые организмы» (руководитель Аксёнова Л.
В.);
- роль проблемных вопросов и заданий в организации исследования стала
понятна из работ Бауэра Эдуарда «Влияние физических упражнений на осанку
школьника», Матаниной Анастасии «Выращивание кристаллов в домашних
условиях» (руководитель Бауэр Т. В.), Тимофеева Алексея «Влияние
солнечного света на рост и развитие комнатных растений» (руководитель
Штоль Г. В.).
Исследовательская деятельность заключает в себе и воспитательную
функцию. В доказательство этого на Объединение были представлены
результаты работы юных социологов школы Вересова Дениса и Иванова
Кирилла «Чистота – залог здоровья». Учащиеся из группы «социально
опасного положения» активно участвуют в школьных социологических
исследованиях под руководством социального педагога Морозовой И. И. В
объединении «Юный социолог» ребята не просто изучают ситуации по ряду
проблем, а являются активными участниками профилактических акций.
В третьей части работы РМО руководитель НОУ Аксёнова Л. В. провела
практическое занятие с педагогами по отработке некоторых навыков
организации исследовательской работы. Эта тема была предложена в виде
творческого задания - игра-конкурс «Миллион». В ходе работы над заданием
участники получили необходимые методические советы и рекомендации.
|
|